Отрывок из учебного пособия по сектоведению “Идолы нашего времени”, в рукописи:
Христианские западные сектоведы (Ф.В.Хаак, Й.Огорд, Т.Гандоу) выделяют четыре основных признака тоталитарных сект:
1. Наличие лидера (гуру); «гуруизм».
В секте все начинается с лидера, сосредотачивается на нем и им же заканчивается.
2. Организация.
Секта – это не религиозная организация в том виде, как мы обычно привыкли ее себе представлять. Например, А. Дворкин сравнивает ее с мафиозной структурой или партийной организацией с железной дисциплиной и беспрекословным подчинением.
3. Метод.
Метод – это то, что делает лидера лидером. Это его изобретение, его «секрет», благодаря которому он завоевывает популярность и приверженцев.
4. «Эзотерический разрыв».
При поступлении в секту, при вербовке человеку никогда не сообщается об истинном содержании учения секты, о том, что будет потом. Происходит очевидный обман: человека приглашали в одну организацию (на курсы, семинар), а в результате – он оказался совсем в другой.
Но об этом он догадывается (если догадывается вообще) или узнает значительно позже, когда зависимость от организации и учителя настолько велики, что уйти просто так и сразу невозможно.
Французская «Ассоциация защиты семей и лиц от губительного воздействия сект» дала свое развернутое определение понятия «секта» на основании критериев оценки поведения и способов воздействия, затрагивающих права человека, его достоинство и свободу. Согласно материалам «Ассоциации», сектой является группа, в которой применяется:
манипуляция сознанием с помощью:
-
навязывания определенного учения;
-
контроля за мыслительной деятельностью;
-
психического насилия,
которые приводят к разрушению личности в плане:
-
физическом: неполноценное питание, недостаточный сон, напряженная работа;
-
психическом: искажение личности, поведения и способности критического суждения;
-
умственном: обеднение всех областей знания, не имеющих отношения с секте;
-
социальном: регрессия способности к общению, тотальная враждебность ко всей системе функционирования общества,
которые, в свою очередь, приводят к разрушению семьи:
-
критические замечания, агрессия, оскорбления, клевета;
-
отдаление, разрыв отношений детей с родителями;
-
разводы,
которые имеют своим следствием разрушение общества:
-
препятствуя членам секты участвовать в общественной и культурной жизни своей страны
-
или призывая их проникать во все сферы экономической, политической и т.д. жизни.
В основе секты – мошенничество или обман: интеллектуальный, нравственный, финансовый.
Довольно близко к этому понятию и определение «деструктивная религиозная организация». При этом нужно отметить, что деструктивные секты и деструктивные культы весьма схожи. Поэтому определение их практически совпадает: «Деструктивная религиозная организация (культ, секта)» – это жестко структурированная религиозная организация, практикующая скрытое психическое насилие, разрушительная к гармоничному духовному и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям, культуре, социальным структурам и нормам, сложившимся в обществе (внешняя деструктивность)».
Оценить деструктивность того или иного культа или секты, а также наличие в их деятельности психологического насилия можно по следующим признакам или критериям:
1. По характеру лидерства:
а) провозглашение божественности и исключительной мудрости и духовности – «богоизбранность», требование бесприкословного согласия с властью и привилегией;
б) полное подчинение руководству (лидерам), даже если оно производит серьезные изменения в идеологии, в доктрине – последователи должны приспособить свои взгляды, демонстрируя таким образом полную преданность руководству (лидерам);
в) строгая обязанность подражать лидерам, запрещение независимого мышления;
г) сокрытие криминальных историй, обманов в учении и деятельности.
2. По характеру и структуре доктрины:
а) наличие «внутренней» доктрины – только для использования внутри культа, и «внешней» – фасадной или чисто рекламной для внешнего окружения;
б) формулирование убеждения, что цель оправдывает средства, т.е. любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует достижению целей группы;
в) индокринация тоталитарного мировоз-зрения – синдром МЫ – ОНИ, приводящего к преобладанию групповых целей над индивидуальными, к оправданию аморального поведения при претензии на добро;
г) внушение того, что верования группы представляют абсолютную истину и они выше мирового закона;
д) членство в группе (в общине) дает доступ к особым силам и привилегиям.
3. По характеру создания и поддержки членства в группе:
а) активная и пассивная вербовка, включающая в себя разнообразные методы обмана, в том числе агитацию и сбор средств при скрываемых целях и использование техник контроля сознания;
б) использование различных видов манипуляции: создание атмосферы секретности и элитарности; проведение ритуалов посвящения, включающих меры предосторожности; поддержание чувства исключительности; поддержание чувства страха и вины;
в) использование техник контроля сознания: провоцирование у личности эмоциональных пиков и спадов; создание ситуации отчуждения, отделения от семьи, друзей и общества; изменение в ценностях и замещение культом как их новой семьей; наличием фактов постепенных или резких личностных изменений, не объяснимых только самостоятельной активностью данного человека;
г) внушение, что чувства выше мыслей – эмоции, ощущения, интуиция заслуживают большего доверия, чем рациональные умозаключения, постоянное манипулирование чувствами рядовых участников со стороны лидеров и других членов культа;
д) разрыв связей с прошлым – с семьей, с друзьями, прошлыми жизненными целями и интересами; изменение в целом во временной ориентации – счастье обещается только через хорошее внешнее поведение в соответствии с тем, как оно навязывается группой;
е) постоянная клевета на критическое мышление – рациональное мышление и умственная деятельность рассматриваются как нечто чуждое для члена культа;
ж) ограничение свободы выхода из организации с помощью внушения различных страхов «за отступничество», психологическая и физическая изоляция от члена группы, желающего выйти из нее;
з) создание прямой и скрытой зависимости (психологической, физической и финансовой), а также эксплуатация члена культа его лидерами.